Естественная монополия. Понятие и особенности
Следует начать с определения такого понятия, как «естественная монополия». Это та сфера деятельности, в которой минимальный уровень издержек возможен лишь в ситуации, когда на рынке существует только одна фирма. Она может сформироваться в результате выстраивания барьеров доминирующим предприятием, ограничивающих доступ конкурирующих организаций на рынок.
Естественная монополия также существует в ситуациях с ограничением информации, а также наличием государственных привилегий. Затраты предприятия в такой ситуации существенно ниже, а отдача увеличивается в зависимости от масштабов деятельности. Естественная монополия основывается на законах природы и технологических особенностях той или иной сферы общественной жизни. Эта форма преобладает в жилищно-коммунальной отрасли, железнодорожном транспорте, телекоммуникациях и пр.Естественные монополии в России
В советское время предприятие-лидер выбирало государство, как правило, оно имело слабо развитую технологическую базу, ограничивалось рамками региона, выпускало продукцию, не заботясь о повышении ее качественных характеристик. Монополисты при капитализме вынуждены «вырываться вперед» путем применения достижений научно-технического прогресса.
Они принимают меры для повышения конкурентоспособности производимых товаров, стремятся постоянно улучшать их качество. Тем не менее, специалисты отмечают, что естественная монополия невыгодна государству. Как показывает мировой опыт, увеличение числа предприятий малого бизнеса ведет к снижению уровня безработицы в стране, увеличению конкуренции. Такие предприятия более гибки, имеют возможность быстрого перераспределения капитала. Малый бизнес легко берется применять инновации, венчурные технологии и разнообразные экономические проекты, передавая опыт крупным предприятиям. Тем не менее, в России конкуренция, особенно в сферах, где существует естественная монополи, слабо развита. Антимонопольное законодательство призвано решать данную проблему, следить за тем, чтобы не устанавливались монопольно высокие или, наоборот, низкие цены. В России, наиболее актуальна проблема присутствия неоправданно высоких тарифов, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Имеющаяся структура рынка может измениться в результате действия таких механизмов, как приватизация, государственное регулирование и либерализация цен, а также государственного регулирования естественных монополий. Например, платная дорога к тому или иному муниципальному образованию, которая является единственной в своем роде, позволит собственникам иметь большой уровень монопольных доходов. Если же ее национализировать, и содержание будет осуществляться за счет средств бюджета, то это устранит естественную монополию. Однако есть и другая сторона – снижение заинтересованности в эффективности использования такого типа имущества. Иной способ устранения монополизма заключается в государственном регулировании стоимости проезда.Похожие статьи
- Какую роль играли монополии в экономике России? Естественная и государственная монополия
- Антимонопольное регулирование: особенности
- Что такое монополия. Плюсы и минусы
- Типы рыночных структур: описание, структура и особенности
- Несовершенная конкуренция: понятие, виды, характерные черты
- Структура рынка: основные виды и элементы
- Рынок земли - это что такое? Понятие, развитие, особенности