Многоугольник конкурентоспособности: основные методы к оценке конкурентоспособности

0
0

Понятие «конкурентоспособность»

многоугольник конкурентоспособности
У любого субъекта хозяйствования возникает необходимость в оценке конкурентоспособности выпускаемой им продукции. Также указанный показатель необходим при формировании конкурентных достоинств и преимуществ многих хозяйствующих субъектов. Со способами отображения такой оценки и обобщением определенных требований к показателю конкурентоспособности мы ознакомимся в этой статье.

Многоугольник конкурентоспособности: взгляд из опыта специалистов

методы оценки конкурентоспособности

Так как конкурентоспособность предприятия относится к объективным инструментам ее оценки, то данный показатель представлен в виде оценочной величины. Многоугольник конкурентоспособности строится исходя из отображения процессов развития анализируемого предприятия по сравнению с аналогичным конкурентом. Принимается во внимание степень удовлетворения своей продукцией, товарами либо услугами некоторой личной или производственной потребности, а также учитывается эффективность хозяйственной деятельности. Таким образом, оценка конкурентоспособности представляет собой интерпретацию, расчет и проведенный анализ системы показателей. Эта оценка характеризует как конкурентоспособность самой продукции, так и маркетинговую деятельность субъекта в целом.

Основные методы оценки конкурентоспособности предприятия

Для оценки конкурентоспособности субъекта хозяйствования необходимо наличие определенных базовых сравнительных объектов, обладающих конкретными параметрами для корректности сравнения.

методы оценки конкурентоспособности предприятия
Экономическая литература в основном упоминает такие методы оценки конкурентоспособности: определение сравнительных преимуществ; теория равновесия отрасли и конкретного предприятия; теория эффективной конкуренции. Приведенная классификация достаточно условна и применяемые на практике методы тесно взаимосвязаны и основываются на использовании ряда подходов одновременно. Именно такое взаимодействие и составляет многоугольник конкурентоспособности. Некоторые подходы рассмотрим подробнее.

Метод сравнительных преимуществ

В соответствии с данной теорией государство должно специализироваться на экспорте и производстве только тех товаров, у которых себестоимость значительно ниже стоимости аналогов на мировом рынке. При этом оно должно импортировать лишь ту продукцию, которая в иных странах намного дешевле. Наличие преимуществ в издержках производства является предпосылкой достаточно сильных позиций рынка. Поэтому имеющиеся сравнительные преимущества у государства служат предпосылкой конкурентоспособности предприятий и отраслей в целом. Такие методы оценки применимы к тем товаропроизводителям, которые функционируют на международном рынке.

Теория равновесия

Многоугольник конкурентоспособности был бы не полностью сформирован без теории равновесия субъекта хозяйствования и отрасли в целом. Указанная концепция предполагает наличие у организации некоторых факторов производства, которые можно использовать с более высокой производительностью, чем у конкурентов.