Социально-психологические методы управления основываются на человеческом факторе
Определение некоторых методов управления
Социально-психологические методы управления в рыночной экономике выдвигают в виде основного фактора успешности организации – человеческий фактор.
Основной целью предприятий, функционирующих в рыночной среде, является удовлетворение потребностей различных потребителей. Однако современный потребитель может быть рассмотрен лишь в двух аспектах:- как внутренний потребитель в виде персонала организации, находящийся в поиске выгоды для себя от потребления такой продукции, как процесс или результат труда;
- как внешний потребитель, для него производится продукция и ему предоставляются услуги. Его удовлетворенность напрямую связана с выгодами, получаемыми им в процессе приобретения и последующего потребления готовой продукции.
Сходство и различие психологических и социальных методов
Социально-психологические методы управления персоналом рассматриваются в области маркетинга.
Обращаясь к теории Портера-Лоутера, можно с уверенностью утверждать, что результативный труд, направленный на достижение определенной цели, приведет к удовлетворенности от его осуществления. Социально-психологические методы управления должны направляться на достижение некоторой цели, сформированной в форме познания и использования законов человеческой психической деятельности, что приведет к оптимизации некоторых психологических процессов и явлений в интересах личности и общества. Именно в этом и состоит тесная связь, единство и взаимообусловленность психологических и социальных управленческих методов. При этом существует различие между ними, выраженное в объекте управления, а именно: с использованием социальных методов происходит управление отношениями между группами, действие психологических методов направлено на управление поведением индивидуумов, а также межличностными групповыми отношениями.Широкое использование управленческих методов руководителями
Социально-психологические методы управления организацией широко используются при формировании и развитии коллектива.
Нельзя забывать при использовании данных методов и о создании в коллективе соответствующего социально-психологического климата, развития инициативы и достижения цели с помощью обеспечения единства интересов. В их основе лежат интересы, потребности, цели и мотивы. Социально-психологические методы управления некоторыми групповыми процессами и явлениями могут быть направлены на:- повышение социальной активности (призвано повысить инициативу при исполнении членами коллектива своих служебных обязанностей);
- социальное регулирование с целью упорядочения определенных общественных отношений в коллективе, принимая за основу выявление общих интересов и целей;
- нормативное поведение, заключающееся в упорядочении социальных отношений с помощью нормирования поведения. Социально-психологические методы управления дают возможность руководителю принять оптимальный стиль организации.
Похожие статьи
- Метод управления - это что такое? Принципы и основные методы управления
- Методы менеджмента. Понятие менеджмента
- Экономические методы управления персоналом
- Социология управления и социальное управление. Социология государственного управления
- Принципы управления персоналом, методы и закономерности. Принципы построения системы управления персоналом
- Основные методы социологии
- Педагогический менеджмент в образовании