Порядок проведения инвентаризации: основные требования закона
Основным методом бухгалтерского контроля за производственно-финансовой деятельностью и состоянием организации является первичная документация. Однако анализировать состояние предприятия, опираясь только на документальные данные, нельзя, не исключены неточности или ошибки.
Для обеспечения контроля сохранности ТМЦ и реальности учетных данных на предприятиях периодически проводятся инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации определен Методическими указаниями от 13.06.1995 г. № 49.
Когда необходима проверка
Периодичность, порядок проведения инвентаризации, имущество, подлежащее пересчету, и состав комиссии устанавливаются руководителем компании. Но существуют обстоятельства, требующие обязательного пересчета имущества. Это может быть:
- передача средств компании в аренду, смена статуса предприятия;
- окончание отчетного года;
- прием и передача имущества при смене подотчетного лица;
- установление факта кражи, хищения или порчи ценностей, в том числе от стихийных бедствий;
- ликвидация или реорганизация компании.
Основные цели
Порядок проведения инвентаризации предопределен целями, которые преследует ревизия:
- проверка достоверности бухгалтерских данных и выявление возможных ошибок;
- выявление неучтенных финансово-хозяйственных операций;
- проверка выполнения требований хранения запасов;
- выявление неходовых товаров;
- проверка правильности отражения учетных операций.
Виды инвентаризаций
Различают несколько видов инвентаризаций:
- полная или частичная;
- выборочным или сплошным способом;
- плановая или внеплановая.
Полная инвентаризация проходит по окончании отчетного года, при проведении аудита или ревизии, охватывая все виды имущества, денежные средства и финансовые обязательства перед другими компаниями и лицами. Частичная инвентаризация обеспечивает проверку только части имущества организации, например, только финансовых обязательств или основных фондов. При выборочной инвентаризации у подотчетного лица проверяют только некоторые позиции ТМЦ. Сплошная проверка проводится одновременно во всех цехах и структурных подразделениях компании. Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки, утвержденные распоряжением руководителя. Внеплановая проверка осуществляется в связи со сложившимися обстоятельствами (при передаче складского имущества, после кражи, стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств). Необходимость в повторной инвентаризации возникает, если существуют сомнения в качестве первоначально проведенной. Иногда проводятся контрольные проверки, внезапность которых должна быть обеспечена обязательно. Их инициирует руководитель с целью подтверждения правильности проведения предыдущей проверки.
Инвентаризация ТМЦ
В торговых компаниях происходит постоянное динамическое движение товаров, поэтому проведение инвентаризаций товаров является достаточно частой необходимой процедурой. Порядок проведения инвентаризации товаров следующий:
- обязательное прекращение подотчетными лицами всех операций по отпуску и приему товаров;
- подотчетным лицом составляется товарный отчет, который сдается инвентаризационной комиссии и оформляется расписка, подтверждающая, что неоприходованных товаров не имеется в наличии;
- председатель комиссии, визируя приложения к товарному отчету пометкой “До инвентаризации”, датирует запись;
- проведение инвентаризации путем пересчета, перевешивания или обмера имеющихся товаров;
- оформление данных инвентаризации в описи ф. ИНВ-3 в 2 экземплярах, при передаче ТМЦ от одного лица другому – в 3 экземплярах;
- после окончания инвентаризационная опись передается бухгалтеру для окончательного сравнения фактических остатков ТМЦ с учетными данными.
Оформление результатов
На установленные расхождения наличия ТМЦ по факту от учетных данных в обязательном порядке составляется сличительная ведомость, где фиксируются расхождения: при количественно-суммовом учете – по наименованиям и сортам товаров, при суммовом учете – в сумме по всем товарам. При выявлении расхождений излишки ТМЦ подлежат оприходованию, недостачи – взысканию с виновных лиц, однако решение обычно принимает руководитель компании.
Проверка денежной наличности
Сроки и порядок проведения инвентаризации денежных средств устанавливаются распоряжением руководителя компании. Инвентаризация наличных денег в кассе проводится комиссией, состоящей из представителя администрации, аудитора и главного бухгалтера в присутствии кассира.
Инвентаризация денежной наличности состоит из следующих этапов:
- кассиром составляется кассовый отчет, который он передает инвентаризационной комиссии, и оформляется расписка, подтверждающая, что неоприходованных денежных средств и неучтенных денежных документов в наличии не имеется;
- председатель комиссии визирует все кассовые документы, приложенные к отчету, с пометкой "До инвентаризации" и датой;
- проведение инвентаризации денежных средств путем пересчета, бланков строгой отчетности и других денежных документов путем сличения с журналами учета регистрации документов строгого учета;
- оформление данных инвентаризации в акте ревизии кассы ф. ИНВ-15 в 2 экземплярах, при передаче кассы от одного кассира другому – в 3 экземплярах;
- результаты инвентаризации выводятся в акте, подписанном членами комиссии и кассиром; в случае выявления отклонений от учетных данных кассир письменно объясняет причины случившегося;
- установленные излишки денег в кассе приходуются, недостачи – подлежат взысканию.
Похожие статьи
- Инвентаризация основных средств: подготовка, проведение, учет
- Инвентаризация - это... Определение, виды инвентаризации, значение и порядок проведения
- Техническая инвентаризация недвижимости: особенности, виды и требования к проведению
- Красивые исламские имена для девочек и мальчиков
- "Виза классик" (Сбербанк). Банковские карты. Отзывы
- Реструктуризация кредита. Реструктуризация валютного, ипотечного кредита
- Офисный планктон. Безынициативный офисный работник