Ипостась – это философский и религиозный термин
«Ипостась» – это греческое слово, которое впервые было использовано в первом веке до нашей эры мыслителем Посидонием. Оно означает «проявление», «сущность» или «основание». Латинский аналог этого слова – «субстанция». Первоначально его ввели для того, чтобы отличать феномен реального бытия от кажущегося. Но термин «ипостась» больше известен, как понятие религиозной философии, преимущественно христианской. В этой статье мы попытаемся разобраться с историей и значением этого слова.
Греческая философия
Термин «ипостась» употреблялся у стоиков, когда они объясняли существование отдельных вещей. Так, когда Хрисипп говорил о том, что первоначальная материя, не имеющая качеств, превращается в элементы, то она объективируется. Говоря более конкретно, «гипостазируется».
Еще это слово можно встретить у перипатетиков. Что означал для них термин «ипостась»? Это синоним аристотелевской «первоначальной сущности». То есть некой основы, а не конкретных ее проявлений.
Неоплатоники же, в частности Порфирий, называли так два вида субстанций. Одни ипостаси, «совершенные», представляли собой некие божественные сущности. Они возникают в процессе эманации (излияния) Единого начала. Другие же ипостаси – несовершенные, низменные – это совокупность всех предметов нашего бытия. Таким образом, взгляды неоплатоников в этом отношении представляли собой смесь теорий стоиков и перипатетиков. Плотин называл так Благо, Разум и Душу.
Патристика
В ранней христианской философии «ипостась» - понятие, скорее, аристотелевское. То есть оно пришло к религиозным мыслителям эпохи Римской империи как синоним «основания». Во времена Оригена, который широко употреблял его в своих трудах, не было четкого определения «ипостаси».
Но после многолетних споров о природе Христа, этот термин приобрел и неоплатоническое звучание. Им могли называть и общность и разницу между Лицами Троицы. Однако вскоре все изменилось. Дело в том, что после того, как на Вселенских Соборах было принято определение Троицы как одной сущности в разных ипостасях, стали разграничивать эти два термина.
Официальная христианская трактовка больше не признавала того, что «ипостась» может быть синонимом «сущности». Благодаря так называемому каппадокийскому кружку, куда входили Василий Великий, Григорий Нисский и другие известные теологи, последняя стала восприниматься как нечто общее, главное. «Ипостась» же обозначала единичную форму проявления основной субстанции, способ ее бытия. По-другому ее называли совокупностью акциденций (качеств).
Начиная приблизительно с четвертого века нашей эры, ипостасью именовали личину и даже маску.
Вклад каппадоккийских богословов
Разграничив смысл понятий «сущность» и «личность», Василий Великий и Григорий Нисский тем самым провели водораздел между общим и особенным, природой и феноменом. Кроме того, они ввели термин, неизвестный в языческой философии.
Ипостась – это свойство каждого Лица Троицы. Оно для каждого из них особенное. А вот природа Бога – это то, что их объединяет. Так и каждая личность – она несводима к окружающему миру, и о ней нельзя говорить в категориях последнего.
Именно категория «ипостаси» доказывает, что Бог не является некой удаленной абстракцией, а имеет конкретное существование. Но человеческий разум не способен постигнуть Его личность. Он только может увидеть раскрытие единства Троицы, которая является одновременно Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти ипостаси нераздельны, они – начало всего, и они сотворили мир.
Дальнейшие богословские споры о Троице
Эти дискуссии продолжились и в пятом-седьмом веках. В эту эпоху для становления ортодоксии необходимо было официально истолковать такое сложное понятие, как Богочеловеческая сущность Христа. Ипостась – это именно тот философский термин, который очень помог теологам в разрешении этой проблемы.
Богословы Максим Исповедник, Леонтий Византийский и некоторые другие предложили теорию, согласно которой в Христе соединились две природы. Таким образом, Он представлял собой сложную ипостась. Этот термин использовался и для толкования триединства. В основном это характерно для греческой патристики.
Остальные Лица Троицы тоже понимались как ипостаси божественного триединства. Они уподоблялись корню, плодам и стволу дерева.
Схоластика
В средневековой западноевропейской философии вновь возродилась дискуссия о термине «ипостась». Синоним этого слова на латыни и далее звучал как «субстанция». Схоласты «реалисты» считали, что только сущность триединого Бога может быть названа истинной.
Мир идей, «универсальных категорий» не зависим от чувственных проявлений. Поэтому реальны только сущности. А ипостаси Бога – это только имена или же проявления Его могущества и силы.
Схоласты-номиналисты, наоборот, уверяли, что реальны именно конкретные вещи. Поэтому так можно назвать только ипостаси Бога. А Пьер Абеляр и Ионанн Росцеллин полагали, что природа Лиц Троицы едина, однако каждое из них имеет ее отдельно. Поэтому ипостаси Бога – это нечто вроде самостоятельных индивидов.
Переосмысление в современной культуре
Начиная с девятнадцатого века, в философии происходит реинтерпретация понятия «ипостась». Значение слова меняется при переходе из религиозной в культурологическую сферу. Русская философия Серебряного века в лице Флоренского, Булгакова, Лосского рассматривала термин «ипостась» как личностное начало, отличное от естественного, но связанного с последним.
Так доказывалась идея о том, что индивид – это не социальный атом, а бытие, имеющее свободу, отличную от природной необходимости.
Похожие статьи
- Целибат - что это: показатель веры или греховности?
- Фаталист – это человек, отдавший себя во власть судьбы
- Сатисфакция - это что такое? Значение, синонимы и примеры
- Любостяжание – это излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ
- Рассудок - это что такое? Значение слова
- Бог Перун. Боги древних славян
- Что значит "блаженный": происхождение, определение, синонимы