Антониево-Дымский монастырь: история, главные святыни
В Ленинградской области на расстоянии 20 километров от города Бокситогорска находится мужской Антониево-Дымский монастырь. Он относится к числу наиболее древних обителей нашей страны, и о его основании рассказывают не столько архивные документы, сколько дошедшие до наших времён легенды. Расположена эта монашеская пустынь в деревне Красный броневик, название которой напоминает смиренным инокам о временах, когда многим из их предшественников представилась реальная возможность стяжать венцы мучеников за веру.
Основатель древней обители
Исследователи утверждают, что не сохранилось никаких исторических памятников, подтверждающих существование монастыря ранее XVI века, и, тем не менее, предание приписывает его основание преподобному Антонию, поселившемуся в Новгородских землях около 1240 года. Говорят даже, что ещё до революции в обители хранилась грамота, пожалованная князем Александром Невским, но затем, она бесследно исчезла, как и многое из того, что монахи почитали своими бесценными реликвиями.
То же предание гласит, что основатель монастыря отошёл ко Господу в 1274 году, и его тело было погребено возле клироса, им же построенной церкви святого Антония Великого. Когда столетие спустя могилу вскрыли, то мощи были обретены нетленными, и источавшими благоухание, после чего их поместили в открытую раку, размещённую в церкви.
Злодеяния хана Едигея
Далее следует рассказ о том, что в 1409 году мужской православный монастырь, основанный преподобным Антонием, подвергся нашествию татарского хана Едигея и был полностью разорён. Однако, предвидя несчастье, монахи надёжно укрыли в земле мощи святого, а все ценности, включая железную шапку и вериги, которыми он изнурял плоть, опустили на дно Дымского озера.
Там же схоронили от супостатов колокола и позлащенные кресты куполов. Надо признать, что подобная информация вызывает некоторые сомнения, поскольку, согласно летописям, хан Едигей до Новгородских земель не дошёл, но тем не менее легенда вполне созвучна народному эпосу и живёт уже много веков.
Разорение монастыря шведами
Более достоверные, то есть подтверждённые архивными данными сведения относятся к 1578 году, когда после разорения шведами Валаамского монастыря часть уцелевших иноков переселилась на берег Дымского озера, где некогда была обитель, разорённая, по утверждению иноков, ханом Едигеем. Именно эти вынужденные переселенцы и возродили Антониево-Дымский монастырь. Однако злая судьба не отступилась от них и на новом месте.
Доподлинно известно, что в 1611 году шведские войска под командованием воеводы Якова Делегарди тщетно пытались штурмовать Успенскую мужскую обитель в Тихвине и, потерпев поражение, выместили злобу на плохо защищённом и лишённом каких-либо фортификационных сооружений Антониево-Дымском монастыре.
В результате недавно отстроенные храмы и кельи были сожжены, а уцелевшие иноки разбрелись по окрестным лесам, где ютились в землянках и шалашах. Спустя несколько лет те из них, кому оказалось не по силам отшельническое житьё, подались на Волхов и присоединились к братии Васильевского монастыря, остальные же навсегда сгинули в лесных чащобах.
Благодеяния первых царей из рода Романовых
Казалось, что на этом история Антониево-Дымского монастыря должна была бы закончиться. Но судьба распорядилась иначе. В 1626 году царь Михаил Фёдорович, идя навстречу ходатайству митрополита Филарета, повелел возродить к жизни столь много претерпевшую на своём веку обитель. По государеву указу на берега Дымского озера из нескольких северных монастырей были присланы иноки, ставшие первыми насельниками возрождённой обители.
Когда же на российский престол взошёл сын Михаила Фёдоровича ─ государь Алексей Михайлович, то, радея о спасении собственной души, он внёс в монастырскую казну щедрые пожертвования, что позволило возвести в нём первые каменные сооружения. Однако и тут злой рок неумолимо преследовал братию. В 1687 году монастырь вновь сгорел, но на этот раз не по вине чужеземцев, а по нерадивости самих монахов. Пришлось всё отстраивать заново.
Судьба обители в XVIII и XIX веке
Наступивший вскоре XVIII век мало чем порадовал насельников Антониево-Дымского монастыря. Если его первую половину удалось кое-как прожить (правда, с большими потерями от рекрутских наборов Петра I), то при государыне Екатерине II, проводившей политику секуляризации (изъятия) монастырских земель он был упразднён. Иноков разослали по другим обителям, а монастырский храм сделали приходским. Лишь в самом конце столетия его деятельность была возобновлена.
Гораздо более счастливым для монастыря выдался XIX век. Начиная с государя Павла I все последующие правители в той или иной форме оказывали ему покровительство. Это позволило осуществить большой объём строительных работ, возведя на месте прежних деревянных сооружений, каменные здания. Монастырь получил во владение значительные земельные угодья, а также рыбные ловли на Дымском озере.
Вступление в полосу лихолетья
Сразу после прихода к власти большевиков для насельников почти всех российских монастырей настала полоса бедствий, сопоставимых, разве что с нашествиями варваров. Коснулись они и обителей Санкт-Петербургской епархии. О событиях тех лет долго хранили память старожилы края. Рассказывали, что, когда в 1919 году власти закрывали Антониево-Дымский монастырь, то для разгона монахов, не желавших покидать обжитые стены, пригнали тот самый броневик, который впоследствии был увековечен в названии деревни, рядом с которой разыгрались трагические события.
В опустевшей обители большевики устроили вначале приют для калек и престарелых, но потом решили подойти более практично к использованию крепких и добротных зданий. По распоряжению местного Исполкома, в них была создана образцовая коммуна по производству кирпича. Просуществовала она всего 2 года ─ ровно столько, сколько потребовалось, чтобы разобрать на кирпичи и распродать большую часть монастырских построек. При этом сами же «образцовые коммунары» ни одного кирпича не произвели.
Советские времена и годы перестройки
Тем не менее несмотря на все беды главный храм обители Троицкий собор продолжал действовать до конца 30-х годов в качестве приходского храма. В период Великой Отечественной войны он был разрушен и в послевоенные годы не восстанавливался. С 1945 года в двух чудом сохранившихся корпусах ─ келейном и гостиничном, - размещалась школа трактористов.
Когда же в 1952 году территория монастыря оказалась в ведении администрации новообразованного Бокситогорского района, её передали местной психиатрической больнице. Впоследствии у медиков приглянувшиеся ий площади отвоевала дирекция глинозёмного комбината, которая и распоряжалась ими до 1997 года, когда на волне перестройки всё, что оставалось к тому времени от монастыря было возвращено Санкт-Петербургской епархии. Новообразованная обитель была приписана в качестве подворья к Тихвинскому монастырю.
Второе обретение святых мощей
С этого времени началось возрождение обители, но ещё тремя годами ранее на берегу Дымского озера, где, по преданию, молился преподобный Антоний, установили поклонный крест в честь 770-летия со дня его блаженной кончины. В 2000 году приступили к работам по восстановлению разрушенного в годы войны Троицкого собора, и вскоре трудами игумена Евфимия, являвшегося настоятелем Тихвинского монастыря, были вновь обретены мощи преподобного Антония, сокрытые до той поры под толщей руин.
С этих пор они стали главной святыней возрождавшегося к жизни Антониево-Дымского монастыря, адрес которого вошёл в список паломнических маршрутов не только жителей Северной столицы, но и большинства других городов России. Многие верующие, обремененные различными недугами, стремятся на берега Дымского озера, в надежде получить исцеление по молитвам у раки святого.
Для тех, кто ещё только собирается отправиться в паломничество, сообщаем адрес монастыря: Ленинградская область, Бокситогорский район, пос. Красный броневик. Расположен он, как уже говорилось выше, в 20 километрах от Бокситогорска. Кроме того, в Санкт-Петербурге имеется подворье Антониево-Дымского монастыря. Оно размещено в возрождаемом к жизни храме Покрова Пресвятой Богородицы по адресу ул. Боровая, д. 52В. Его фото завершает статью.
Похожие статьи
- Дмитрий Троицкий: биография и творчество
- Действующие монастыри Подмосковья с чудотворными иконами
- Подмосковные пещеры Сьяны - система искусственных пещер-каменоломен: описание, отзывы
- Топловский монастырь в Крыму: как добраться, отзывы
- Святые места Подмосковья, помогающие выйти замуж, забеременеть, помогающие от болезней, помогающие в деньгах. Святые места Москвы и Подмосковья: исцеление. Экскурсии по святым местам Подмосковья
- Схимник - это старец при храме
- Музей-усадьба "Рождествено": история, описание, как добраться