Трактор Т-40АМ: рабочие характеристики
Тракторная промышленность СССР выпускала широкий спектр сельскохозяйственных машин различного назначения. Одним из крупнейших заводов отрасли был Липецкий тракторный завод, который за время своего существования (с 1944 по 2004 гг.) произвел более полутора миллиона тракторов.
Т-40 и его модификации
Самой распространенной моделью завода стало семейство универсальных сельскохозяйственных тракторов Т-40. За все время было выпущено более одного миллиона машин разных модификаций. Во многих хозяйствах трактор имел прозвище «сороковка».
Машина прошла государственные испытания в конце 1961 года. Однако доводка конструкции продлилась еще почти полтора года. В этот период времени выпускались отдельные партии тракторов. Полноценный серийный выпуск начался только в начале 1963 года. Базовая версия трактора с задними ведущими колесами получила обозначение Т-40. Параллельно выпускались версии с полным приводом под индексом Т-40А и Т-40АН. Второй вариант машины с полным приводом имел уменьшенную высоту и дорожный просвет. Такие трактора использовались при работах на полях со значительными уклонами. Небольшими партиями выпускалась модификация Т-50А с одноковшовым погрузчиком, предназначенная для выполнения земляных работ.
В первой половине 70-х годов трактор прошел модернизацию. Семейство машин стало состоять из базовой модели Т-40М (с задними ведущими колесами), двух видов тракторов с полным приводом Т-40АМ и Т-40АНМ и версии для коммунальных служб Т-40АП. Все модификации могли работать с различным навесным оборудованием и буксировать прицепы. Общий вид трактора Т-40АМ на фото ниже.
Трактор Т-40 считался одной из самых надежных и универсальных машин в своем классе. Наглядным доказательством признания служат золотые медали, полученные на международных выставках в ГДР в конце 60-х годов. Многие выпущенные трактора поставлялись на экспорт, в том числе и в капиталистические страны.
Двигатель
Трактора на базе Т-40 оснащались четырехцилиндровым дизельным 37-сильным двигателем модели Д37. Дизель с воздушным охлаждением выпускался на тракторном заводе во Владимире. Трактор Т-40АМ (как и все модернизированные машины) оснащался более мощным 50-сильным дизельным двигателем Д144. В некоторых ранних инструкциях модель двигателя указывается, как Д 37Е. Завод гарантировал заявленную мощность двигателя только после обкатки и дополнительной 60-часовой наработки.
Конструктивно двигатели Д37 и Д144 идентичны и представляют собой картер с масляным поддоном, на котором установлены индивидуальные цилиндры. Чугунный корпус цилиндра имеет развитое оребрение для обеспечения надежного охлаждения. Характерной особенностью дизеля трактора Т-40АМ являются камеры сгорания, выполненные в теле алюминиевых поршней.
В жестком картере располагается пятиопорный коленчатый и распределительный валы. Привод распределительного вала шестеренчатый. Головки цилиндров индивидуальные, с развитым оребрением для лучшего охлаждения, имеют по два клапана каждая. Привод клапанов от распределительного вала осуществляется штангами и коромыслами.
Система охлаждения
Технические характеристики Т-40АМ соответствовали заявленным только при условии надлежащего охлаждения двигателя, которое осуществлялось потоком воздуха от осевого вентилятора. В канале воздухозаборника вентилятора стоял поворотный диск, при помощи которого регулировалась интенсивность воздушного потока. Вход в канал оснащался защитной сеткой, предотвращавшей попадание посторонних предметов в вентилятор.
Нагнетаемый воздух поступал в установленный на цилиндрах направляющий кожух и выходил наружу через ребра на цилиндрах и головках. Внутри кожуха имеются дополнительные дефлекторы для лучшего распределения воздушного потока между цилиндрами. Привод вентилятора осуществлялся двумя ремнями от коленчатого вала двигателя.
В качестве дополнительного средства поддержания температурного режима двигателя служил масляный радиатор, который мог отключаться в холодное время года. Масляный радиатор находится внутри направляющего кожуха и обдувается потоком воздуха от вентилятора.
При эксплуатации трактора в зимнее время капот двигателя рекомендовалось закрывать утеплительным чехлом. Такой утеплитель поставлялся заводом по заказу. Контроль над системой охлаждения велся по датчику температуры масла и по сигнальной лампе, которая загоралась при обрыве приводного ремня вентилятора.
Средства запуска
Двигатель мог комплектоваться электростартером или бензиновым пусковым двигателем ПД 8. Чаще всего Владимирским заводом выпускались моторы, оснащенные электрическим стартером. В зависимости от типа стартера трактор оснащался аккумуляторными батареями различной ёмкости.
«Пускач» ПД 8 представлял собой небольшой двухтактный двигатель воздушного охлаждения мощностью около 7 л.с. В качестве топлива использовалась смесь низкооктанового бензина А 76 и масла. Запас топлива находился в отдельном бачке емкостью около трех литров, расположенном под капотом основного двигателя.
Двигатель ПД 8 имел собственную систему зажигания от магнето. Для пуска двигателя предусматривался отдельный электростартер, которым обычно не пользовались, прибегая к ручному способу с помощью шнура.
В качестве вспомогательных устройств запуска использовались декомпрессионный механизм и электрическая свеча для подогрева, подаваемого в цилиндры воздуха. Свеча устанавливалась в начале впускного коллектора. Декомпрессор мог использоваться как средство экстренной остановки двигателя.
Опционально трактор мог оснащаться пусковым приспособлением 5ПП 40А. Данное устройство распыляло легкоиспаряющийся эфир во впускной патрубок, что заметно облегчало пуск в условиях низких температур.
Трансмиссия
Трактор Т-40АМ оснащался восьмискоростной коробкой передач. Все они могли использоваться как для переднего, так и для заднего хода. В коробке имелась отдельная передача заднего хода, которая использовалась при осуществлении маневрирования. Непосредственно за сцеплением устанавливался конический редуктор. Благодаря нему коробка имела поперечное расположение валов.
Для расширения диапазона скоростей и тяговых усилий на коробку скоростей мог ставиться двухскоростной ходоуменьшитель. Для привода навесных и прицепных агрегатов трактор имел гидросистему, пневмосистему и два вала отбора мощности. Валы размещались на боковой и задней части картера коробки передач.
Двигатель устанавливался через резиновые опоры на подрамнике, который жестко соединялся с картером сцепления. Такая силовая схема, в которой картеры агрегатов трансмиссии служат рамой, является обычной для колесных тракторов.
Особенности версии с полным приводом
Одной из важнейших характеристик Т-40АМ является наличие привода на передние колеса. Для осуществления привода дополнительно ставились передний мост с редуктором, раздаточная коробка и карданный вал. Трактор с полным приводом позволял выполнять работы на сложных почвах и развивать большие тяговые усилия при одинаковых скоростях передвижения.
Передний мост Т-40АМ оснащался автоматическим дифференциалом, отключавшим привод при пробуксовке передних колес. На полуосях моста устанавливались конечные передачи, к выходным валам которых крепились фланцы для передних колес. Для улучшения плавности хода передняя подвеска оснащалась пружинными амортизаторами.
Пневматическая и гидравлическая системы
Все машины Т-40 снабжались гидромеханическим усилителем в рулевом управлении. Привод гидроусилителя и остальной гидравлики осуществлялся от одного насоса, но с помощью разных магистралей. Для управления узлами системы применялся гидрораспределитель золотникового типа.
Пневматическая система трактора состояла из компрессора с регулятором давления, ресивера и соединительных трубопроводов. Привод компрессора осуществлялся от дизеля трактора.
Приборы контроля и управления
Описание устройства Т-40АМ будет неполным без рассказа об условиях работы водителя. Трактор оснащался металлической закрытой кабиной с двумя дверями. Кабина имела внутри жесткий каркас безопасности. Крыша изготавливалась из фанеры, обшитой кожзаменителем.
Опционально могла быть установлена кабина с улучшенными характеристиками. Она оборудовалась системой отопления с дополнительным вентилятором. Теплоносителем для системы отопления являлось разогретое масло из гидравлической системы трактора.
На задней части кабины располагался инструментальный ящик и топливный бак емкостью 70 литров. Бак снабжен мерной линейкой для контроля запаса топлива.
Сидение водителя - с регулировками по жесткости и по расстоянию от руля. Спинка имеет три фиксированных положения по углу наклона. Рулевая колонка могла регулироваться по углу наклона. Щиток приборов оснащен всеми необходимыми индикаторами и переключателями.
На лобовом стекле установлен хорошо видимый водителю датчик крена. При достижении опасных углов датчик сигнализирует об этом световой и звуковой индикацией.
Эксплуатация трактора в наши дни
Несмотря на то, что «сороковка» не производится уже более 20 лет, она продолжает исправно служить своим владельцам. Найти б/у Т-40АМ на рынке вторичных машин не составляет труда. Чаще всего машину покупают для обработки небольших земельных участков.
Топливная экономичность трактора, его универсальность и низкая цена становятся решающими факторами при покупке. Немаловажно, что многие запасные части подходят от распространенных тракторов МТЗ. Обслуживание может осуществляться без специальных инструментов и не требует высококвалифицированного персонала.
Владельцам стоит помнить, что трактор очень требователен к чистоте ребер двигателя. Если они забиты грязью и замаслены, то двигатель очень быстро перегревается и возникает опасность пожара.
Похожие статьи
- Т-28, трактор: технические характеристики, устройство, двигатель, отзывы
- Трактор Т-74 и его характеристики
- Антибиотик "Флуимуцил" - инструкция по применению и отзывы
- Низкий пульс: причины и способы лечения
- Коптильня самодельная – отличный способ готовить домашние копчености
- Самый простой рецепт бисквита для торта
- Опасна ли повышенная соя в крови