Александрийский столп: история, особенности строительства, интересные факты и легенды

0
0

Приведенные ниже строки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известны практически каждому.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся он главою непокорной

Александрийского столпа».

Конечно, сегодня сложно сказать, какова была задумка автора, когда он писал данное произведение. Однако большая часть историков уверена, что поэт имел в виду тот самый Александрийский столп, которые стоит на Дворцовой площади и является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это удивительное творение вызывает восхищение у наших современников, поэтому несложно представить, каким знаменательным событием была установка этого памятника, посвященного победе над Наполеоном. Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официальной версии его изготовления и установки, а также небольших рисованных альбомов, дающих весьма смутное представление о технологиях девятнадцатого века, ничего не сохранилось. Удивительно, но при строительстве Санкт-Петербурга архитекторы создавали невероятно точные карты, а технологии строительства описывались в специализированной документации. А вот история создания Александрийского столпа лишена таких подробностей, а при более пристальном взгляде и вовсе изобилует не состыковками и откровенными ляпами. Все это дает историкам массу поводов для сомнений в официальной версии появления памятника. Он обрастает мифами и легендами, о которых мы обязательно сегодня упомянем, не забыв рассказать и об официальной версии.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

сравнение размеров Александрийского столпа

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.

работа в каменоломне

Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.

отсечение глыбы

Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.

выгрузка колонны

Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.

транспортировка колонны

Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.

подъем колонны

Торжественное открытие памятника

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.

скульптурная композиция

Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.