Общенаучные методы исследования и их характеристика
Функции научного исследования
Все формы научного познания связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга. В зависимости от характера объектов исследования, методов и способов их изучения, особенностей проблем, которые поднимаются, они различаются по своим видам. Их тип определяется по критерию функциональности. Всего принято различать три основных таких вида:
- Фундаментальный. Эта форма теоретического исследования направлена на поиск принципиально новых идей, глубокий анализ уже существующих систем знания и критический подход к ним.
- Целенаправленный. Ученые в данном случае, как правило, имеют дело с уже сформулированными теоретическими проблемами. Они рассматривают уже предложенные решения и оценивают их «жизнеспособность».
- Прикладной. Такие исследования направлены на практическое применение уже открытых законов и теорий, хотя и сами по себе могут привести к новым научным открытиям.
Общенаучные методы исследования эмпирического уровня
Рассматривая специфику научного познания, необходимо охарактеризовать и основные методы, которые тут применяются. Речь идет о способах построения и обоснования системы данных, а также о совокупности и последовательности различных приемов и операций, с помощью которых добываются факты. К общенаучным методам исследования относятся универсальные для всех отраслей подходы. Однако они имеют свою специфику в зависимости от уровня самого познания. Так, для эмпирических исследований характерно наблюдение. Это система фиксирования и регистрации свойств и связей некоего объекта в естественных условиях. Еще одним методом такого плана является измерение. В этом случае сбор информации о предмете исследования происходит путем применения различных приборов и аппаратов. В ходе эксперимента феномены изучают при помощи специально избранных или искусственно созданных условий.
Общенаучные методы исследования теоретического уровня
При изучении определенного объекта, ученые часто мысленно (или даже фактически) разделяют его на части, чтобы понять их признаки и свойства. Этот прием называется анализом. Когда им требуется постичь, как работает целое, они опять соединяют стороны предмета, «расчлененные» в результате предыдущего метода. Это называется синтезом. Оба эти способа занимают первое место в логическом мышлении и осуществляются с помощью абстрактных понятий. Их взаимосвязь помогает выявить структуру объектов и классифицировать их по признакам и типам. Существуют и более специфические теоретические общенаучные методы исследования. Это абстрагирование от определенных признаков для того, чтобы сосредоточиться на других, а также обобщение – когда на основе отдельного делается вывод об общем. Применяются также такие логические методы, как индукция и дедукция.
Общенаучные методы исследования и построения научных концепций
Для того чтобы понять, насколько адекватно наше познание, разработаны такие приемы исследования, которые позволяют оценить практический смысл научных теорий. Одним из них является идеализация. Это своего рода эксперимент в воображении, когда из гипотетического минимума неких признаков открываются или обобщаются законы функционирования объектов. Существует еще аксиоматический метод. Так, определенные положения принимаются за исходные. Все остальные выводятся из них путем размышления по логическим правилам. Близок к нему и гипотетико-дедуктивный метод. Он выдвигает гипотезы о причинах исследуемых явлений, а уже из них делаются последующие выводы. Исторический метод позволяет рассмотреть процесс развития изучаемого феномена во всех его особенностях.
Похожие статьи
- Методология исследования. Методология и методы педагогических исследований
- Общенаучные методы познания: что к ним относится?
- Теоретический научный метод. Методы научного знания
- Основные методы педагогики
- Общенаучный диалектический метод и его развитие
- Наблюдение – это... Метод наблюдения
- Индуктивный метод, его описание и особенности применения