Методы познания в науке и философии
Методы познания действительности – дискуссионные вопросы
Идеалом знания всегда была такая сумма информации, которая в итоге давала бы объективную характеристику действительности. Поэтому накопление фактов об окружающем мире представляет собой развивающуюся систему. Тем не менее, изначально существовала проблема того, что является истинным знанием, а что – только мнением.
С древних времен спорили на эту тему. Истину называли «софией», общепринятые убеждения – «доксой», очевидные вещи – аксиомами. Некоторые понятия считались исключительно предметом веры, доверия или глубокой убежденности. Даже в современной философии существует термин «эпистема» – общее для данного периода научное представление. Дискуссионными являются также вопросы о том, какие методы познания более верны – рациональные, созерцательные или интуитивные. В Средневековье арабский философ Ибн Рошд, опираясь на Аристотеля, выдвинул даже идею о «двойной истине», которая достигается с помощью различных подходов и отвечает разным сферам.Методы познания – объективное и особенное
В настоящее время знание воспринимается как социально-культурный феномен. Конечно, разница между обоснованной теорией и гипотетическим утверждением существует, но она постепенно стирается. Разные типы постижения мира могут переходить друг в друга. Более того, границы этого термина расширяются. Теперь в него включаются такие виды знания, как неявное и предпосылочное. Ведь накопленная человечеством информация имеет принципиальную разницу в своей типологии. Часто мы говорим о научном и обыденном знании, а каждый из этих видов имеет свои подходы и особенности. Существует информация об объектах (материальных и идеальных), о действиях, о свойствах, даже о неизвестном. В последнем случае она называется проблемной. Все это оказывает влияние на методы познания.
Теоретическое знание как динамичная и развивающаяся система
Основной формой накопления информации о мире является научно-теоретическая. Она является предметной и претендует на объективность. В то же время такое знание представляет собой и общественное культурное явление. Оно ставит проблемы и моделирует процессы. Оно имеет дело с набором объектов, не сводимых к опыту. Поэтому общелогические методы познания главенствуют в теоретических исследованиях. Существует целый язык науки, основанный на этом подходе. Для достижения целей такого знания, есть специальные орудия, особые способы обоснования. Оно отличается системностью. Научные формы и методы познания представляют собой четко структурированную цепочку: аксиома – гипотеза – теория. Кроме того, этот вид деятельности направлен на получение особого продукта. Это новое знание. Он обладает целой системой ценностных ориентаций и установок. Научное знание обладает и уровнями – эмпирическим и теоретическим. Они охватывают различные сферы действительности. Теория изучает сущностные связи в чистом виде и не выводится из простого индуктивного обобщения. Она не воздействует с объектами непосредственно. Ее методом является мысленный эксперимент. Поэтому она имеет дело с объектами идеального характера, переходя от абстрактного к конкретному, пользуясь в основном гипотетико-дедуктивным методом, а также приемами логического и исторического исследования.
Похожие статьи
- Методы и уровни научного познания
- Эмпирический уровень научного познания и его методы
- Методы научного познания: от ощущений к глубокому пониманию мира
- Научное познание и методы научного исследования
- Индуктивный метод, его описание и особенности применения
- Чувственное и рациональное познание: суть и формы
- Общенаучные методы познания: что к ним относится?