Что такое речевой этикет?
Речевой этикет - это принятые в определенной культуре совокупности требований к содержанию, форме, порядку, характеру и уместности ситуативных высказываний. К этому понятию также относят выражения и слова, которые употребляются людьми для просьбы, прощания, извинения. Также сюда необходимо отнести и различные формы обращений, интонационные особенности. Стандарты этикета даже получают свои названия относительно стран или мест их применения. В качестве примера можно привести так называемый «русский речевой этикет» как форму этики, присущую исключительно русским. Изучением этого феномена занимаются лингвисты, историки и культурологи, психологи, страноведы, этнологи и географы.
Речевой этикет и его границы
В самом широком понимании этого слова его можно трактовать как любой более менее успешный момент (акт) коммуникации. Именно поэтому речевой этикет связан с определенными постулатами общения, делающими возможным и более успешным взаимодействие всех участников коммуникации. К таким постулатам относятся:
- качество (речевое сообщение должно иметь под собой должные основания, не быть заведомо ложным);
- количество (баланс и гармония между краткостью и лаконичностью изложения и его пространной размытостью);
- отношение (релевантность по отношению к адресату);
- способ (ясность, четкость передаваемой информации для адресата).
Речевой этикет и его периферийные постулаты
Если рассматривать вышеперечисленные правила исключительно как необходимые для эффективного исполнения задачи передачи информации, то вежливость и тактичность можно выкинуть оттуда. Это значит, что такие требования, как правдивость и релевантность также можно опустить в некоторых допустимых случаях.
Речевой этикет и его уровни
В узком смысле это понятие можно охарактеризовать как систему определенных языковых средств, которые требуются для налаживания контактов и отношений. Элементы данной системы можно рассматривать на разных уровнях:
- уровень лексики и фразеологии (сюда относят устойчивые выражения и специальные слова);
- грамматический уровень (использование множественного числа для вежливого обращения, например, местоимение «Вы»);
- стилистический уровень (культурная, грамотная речь, отказ от непристойных и шокирующих слов);
- интонационный уровень (вежливая интонация, использование смягчающих эвфемизмов);
- орфоэпический уровень (например, использование вместо «здасьте» или «здорово» слова «здравствуйте»);
- организационно–коммуникативный уровень (запрет на перебивание собеседника, вмешательство в чужой разговор).
Речевой этикет в повседневной практике
Эта норма так или иначе привязана к ситуации общения. Правила речевого этикета – это набор параметров, которые соответствуют ситуации, личности собеседника, месту, мотиву, времени и цели беседы. Прежде всего, это критерии явлений, которые ориентированы на адресата, однако личность самого говорящего, несомненно, учитывается. Правила общения могут варьироваться в зависимости от ситуации, темы. Существуют более специфические нормы лексики (например, выступления во время застолья, на похоронах и прочее).
Похожие статьи
- Речевой этикет: аспекты культуры речи
- Понятие, виды этикета и их характеристика
- Что такое этикет? Правила этикета
- Деловой этикет: основные правила, принципы и нормы
- Деловое общение - это... Этика, психология, культура делового общения
- Траурная прощальная речь на похоронах: пример
- Официально-деловой стиль речи как элемент управления