Практикум по русскому языку: чередующиеся гласные в корне и их правописание
Правила, регулирующие правописание чередующихся гласных в корнях слов русского языка, достаточно просты. Для качественной усваиваемости темы от ребёнка требуется, помимо теоретических знаний, умение видеть и понимать структуру слова, вычленять его «строительные элементы» - корни и суффиксы. И естественно, на протяжении всех лет обучения учитель должен время от времени в материалы уроков включать задания, связанные с повторением соответствующих правил, дабы у школьников отработался прочный алгоритм выбора правильного написания.
Пишем И, если есть А
Тема «Чередующиеся гласные в корне» изучается в школе в 5 классе, когда дети проходят раздел «Словообразование». В дальнейшем и теоретический материал, и практические работы по написанию закрепляются и проводятся только в качестве повторения. Поэтому важно, чтобы ребёнок изначально разобрался в теме, понял механизмы, регулирующие правильное написание орфограмм, научился анализировать каждый отдельный случай и вставлять именно ту букву, которую требуется. Первая орфограмма при изучении параграфа «Чередующиеся гласные в корне» связана с написанием и/е в словах типа «забирать-заберу», «удирать-удеру», «умирать-умереть» и т. д. Звучит правило так: в корнях -мир-/-мер-, -пир-/-пер-, -бир-/-бер-, -блист-/-блест-, -тир-/-тер-, -жиг-/-жег-, -стил-/-стел-, -чит-/-чет- пишется буква и, если после корня есть суффикс -а-. Если же такого суффикса нет, то в корне пишут букву е. В качестве исключения приводятся такие примеры, как: сочетаться, чета (т. е. пара), сочетаний. Т. е. если от ребёнка требуется объяснить, какие чередующиеся гласные в корне слова «убирать» могут быть и какую следует написать, он должен сказать, что возможны варианты е/и, но правильно вписать букву и, т. к. -бир- является корнем, и за ним стоит буква а. Таким образом теоретический материал будет осмыслен практически, ребёнок понимает механизм работы правила. Обязательно, закрепляя тему, вам следует акцентировать внимание учеников на исключениях. Важно, чтобы они чётко понимали, почему эти слова таковыми являются. Тогда е/и – чередующиеся гласные в корне – не поставят школьников в затруднительные ситуации.Когда пишется в корне А
Следующий блок корней связан с правописанием буквы а. Он строится не только на грамматических алгоритмах, но и на логических. Например, такое правило: чередующиеся гласные в корне -кас-/-кос- регулируются наличием/отсутствием суффикса -а-. Поэтому «касание» мы пишем через а, «прикоснуться» - через о. В словах с корнями -мок-/-мак- правильность написания зависит от лексического значения. В предложении «Мои кроссовки промокают» в соответствующей орфограмме пишем о, т. к. корень -мок- имеет значение «пропускать жидкость, намокать». А в образце «Художник обмакнул кисть в краску и сделал на картине первый мазок» эта же орфограмма предписывает использовать а, т. к. корень означает «опускать, погружать предмет в жидкость». Что касается правописания -лаг-/-лож-, то чередующие гласные в корне слова зависят от того, на букву ж или г он оканчивается. Поэтому пишем «полагаться», но «положиться». Довольно легко запомнить правило по корням -гар-/-гор-, -зор-/-зар-, -кло-/-клан- и др.: в ударных позициях следует вставлять а, в безударных – о: загоревшие ребята - страдать от угара.
Оставшиеся правила по чередованию гласных в корнях близки к описанным и имеют некоторые свои нюансы, рассматриваемые в каждом отдельном случае.Похожие статьи
- -Бер-/-бир-: правило чередования гласных в корне слова
- Корни с чередованием: правописание, примеры
- Что такое корень слова: определение, примеры, правила
- Безударная гласная в корне слова: правила и исключения
- Гласные после -ц- и шипящих: правописание
- Основные принципы русской орфографии и пунктуации
- Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем?