ЗиЛ-130: технические характеристики
Уже более чем полвека прошло с тех пор, как был создан поистине легендарный ЗиЛ-130. Этот автомобиль стал настоящим явлением, да что там, практически чудом эпохи. И это не потому, что проектирование автомобиля на предприятии длилось практически 30 лет, и не потому, что очень много грузовиков сошло с заводских конвейеров. Грузовик очень долго по своим технологическим решениям и техническим характеристикам оставался настоящим эталоном среднетоннажных автомобилей.
В первые послевоенные годы в Москве завод им. Сталина смог наладить производство новых машин ЗиС-150. Хоть конструкция этих автомобилей и обладала множеством недостатков, на конвейер они все же попали. Конструкция этого грузовика - не что иное, как точная копия американской машины довоенного выпуска International. Машину создавали с большой спешкой, ведь города нуждались в грузовиках не меньше, чем в пище и воздухе.
Автомобили сошли с конвейера, а затем стало ясно, что грузовик значительно уступает многим другим конкурентам в таком же классе, нуждается в скорейшей модернизации, а то и вовсе в утилизации и создании чего-то нового. Хоть новые машины и проектировались постоянно, у инженеров не получалось быстро осваивать и создавать новую технику. Так, в 1957 году стали поставляться модернизированные автомобили ЗиЛ-164 и модификация ЗиЛ-164А.
Как рождалась легенда
Легенда советского автомобилестроения ЗиЛ-130 рождалась следующим образом. В 1953 г. инженерный и конструкторский состав завода начал трудиться над проектом кардинально нового грузовика, слишком современного даже для своего времени. Задача, которую ставили для этого автомобиля, - это скорейшая замена недоработанных моделей ЗиЛ-150 и -164. Руководство по проекту взял на себя начальник конструкторского бюро завода А. М. Кригер, а ведущим инженером проекта назначили Феста. Новый грузовик получил название ЗиС-125, а вскоре название сменили на ЗиЛ-130. Нужно сказать, что процесс создания машины проходил на двух предприятиях сразу. Это ЗиС и Днепропетровский автозавод. Но так как в скором времени профиль последнего завода поменялся и там стали выпускать ракетную технику, то весь проект остался в Москве на заводе им. Лихачева.
Первый прототип
Первая опытная версия автомобиля ЗиЛ-130 была готова к 1956 г. Грузовик представлял собой значительно модернизированный ЗиС-125. Значительно отличалась внешность, а также отсутствовала большая часть недостатков и недоработок прошлых моделей. И можно смело говорить, что это был уже настоящий прототип грузовика ЗиЛ-130, который чуть позже станет настоящей легендой советского грузового автопрома застойных времен. В 1959 году уже закончились испытания первого опытного прототипа. Все остались довольны результатами, а затем решено было, что нужно поскорей начать производить эти машины.
Существовало предположение, что Московский автозавод возьмет производство на себя в период с 1961 по 1962 г. Но этого не случилось. 1961 г. значится для предприятия, как год реконструкций, которые заняли около трех лет. Партию из нескольких десятков автомобилей выпустили с 1962 по 1963 г. Это позволило отработать процессы изготовления и сборки и сформировать окончательный стиль этого автомобиля. В 1963 году автомобиль удостоился золотой медали на выставке-ярмарке в Лейпциге. Инженеры были награждены памятными дипломами и премиями.
Выпуск этих грузовиков на промышленном уровне начался лишь в конце 1964 года. Это случилось после того, как мероприятия по реконструкции на заводе подошли к концу. Этот же год стал и рождением настоящей легенды, и последним для автомобиля ЗиЛ-164А. Затем 130-я модель очень долго производилась по программе на заводе им. Лихачева. Первые автомобили получили автопарки Москвы, Тулы, Ярославля, Душанбе и многих других городов и стран.
Внешнее оформление
Внешне автомобиль ЗиЛ-130 для середины 60-х годов был особенным. Машина привлекала к себе внимание. Во-первых, она была окрашена в белый и голубой гражданские цвета. До этого автомобиля все автозаводы работали на армию и оборону, поэтому ЗиЛы имели защитную окраску.
Капот этого грузовика был аллигаторного типа. Автомобиль обзавелся обтекаемыми крыльями и панорамным лобовым стеклом. Но многие из тех, кто водил эти грузовики, уже привыкли к лобовому и были не очень довольны нововведением. Однако доступ свежего воздуха был. Открывались окна и люк. Самый значимый элемент кабины - это радиаторная решетка. Все это видно на многочисленных фото (ЗиЛ-130 и его кабина представлена немного ниже).
Конструкция кабины
Кабина автомобиля выполнена из цельного металла, могла вместить трех человек и имела на тот момент самый передовой дизайн и стиль. Многие и сегодня считают ее такой же красивой. Дизайнеры и инженеры хорошо потрудились. Грузовик от других машин советского производства отличался значительно. Водители оценили новые условия. Для комфорта водителей была изменена посадка.
Сама кабина стала гораздо просторней, а приборы располагались более оптимально. Сидения стали мягче. В кабине одно сидение для водителя и сдвоенное кресло для двух пассажиров. Водительское сидение удобно регулировалось во все стороны. Первым из всех этот грузовик получил гидроусилитель руля. Это позволило сделать управление проще и безопаснее.
Конструкция кузова
Он оснащался откидным бортом сзади. Кузов считался грузопассажирским. Боковые решетки оснащены скамейками, которые откидывались и могли уместить 16 человек (за исключением некоторых модификаций автомобиля ЗиЛ-130). Характеристики показывают, что имелась еще съемная скамейка, рассчитанная на 8 человек. Стандартная комплектация грузовика включала в себя тент и дуги, которые можно было снимать и ставить в любой момент. Габаритные размеры ЗиЛ-130 - это 6672 х 2500 х 2400 (длина, ширина и высота, соответственно). Кузовная платформа имела объем 5,10 куб. м. А площадь пола составила 8,72 кв. м. Высота кузова была равна высоте пола вагона поезда. Так, разгрузка вагонов с использованием автомобиля стала более удобной.
Мотор
Автомобиль-легенда ЗиЛ-130 считался настоящим прорывом в производстве автомобилей. Вместе с этим передовым грузовиком в автомобили пришли кабины, рассчитанные на трех человек, гидроусилители руля, омыватели, КПП, оснащенная косозубыми шестернями и синхронизаторами, подогреватель двигателя перед запуском. Этот автомобиль являлся по-настоящему совершенством. Первый грузовик, прототип 130-го, был укомплектован 5-литровым 135-сильным карбюраторным мотором V6. Однако вскоре инженеры сочли его слишком слабым для таких нагрузок.
Примерно через год собрали первый прототип грузовика ЗиЛ-130, двигатель которого был оснащен верхнеклапанным шестицилиндровым мотором с мощностью в 140 л. с. Но и эти ДВС не запустили в конвейер. В итоге грузовик получил 6-литровый V8 с жидкостной системой охлаждения. Его собирали аналогично с силовым агрегатом лимузина для правительства ЗиЛ-111, а мощность его была в 150 л. с. Чуть позже мотор получил название не иначе как ЗиЛ-130. Двигатель (а именно его конструкция) затем была полностью унифицирована с моделью 345. Эта силовая часть также устанавливалась несколько позднее на автобусы, которые работали по городу и на Урале.
Новый двигатель от 111-го мотора отличался меньшей степенью сжатия в 6,5 раза. Это заметно снизило мощность двигателя. Мотор 311 работал на 95-м бензине, что было не очень экономно для грузового автомобиля. Агрегат работал на А-76, но расход топлива был достаточно велик. Однако время позволяло, ведь топливо стоило практически копейки. Расход составил 30-40 л/100 км.
Сегодняшние владельцы этого грузовика спешно переоборудовали свои ЗиЛы. Заправленный двигатель позволял проехать на нем до 445 км. Скорость на максимуме составляла до 90 км/ч.
Технические параметры
КПП автомобиля ЗиЛ-130 - это пятиступенчатая коробка передач. Конструкторы в ней изменили передаточные числа. Главная передача была двойной и являлась частью ведущего заднего моста, а также была оснащена синхронизаторами на 2-й и 5-й передаче. В грузовике ЗиЛ-130, схема, по которой необходимо было переключаться, была немного непривычной по сравнению с легковыми машинами. Однако водители не увидели в этом особых трудностей.
Система сцепления выполнена по сухой фрикционной однодисковой схеме. Привод сцепления здесь механический. Тормоза выполнены в виде двухконтурной системы с возможностью регулирования усилия. Колеса были оснащены пневмоприводом. В качестве подвески использованы полуэллиптические рессоры. Зажигание было контактно-транзисторным. Его сильно ругали водители.
Модификации ЗиЛа-130
Шасси этого грузовика использовалось в качестве базы для множества других машин, особенно для узкоспециализированной техники. На этой базе ездило множество автомобилей для пожарной охраны, коммунальных грузовиков и другой техники. ЗиЛ-130 до сих пор применяется в обороне. Особо популярными были самосвалы на этом шасси.
Этот автомобиль славится своей простотой и надежностью. Поэтому машину продавали в различные зарубежные страны. Сегодня можно видеть многочисленные фото: ЗиЛ-130 на Кубе и во многих других странах.
Хоть машина получилась достаточно удачной, все же в конце 70-х гг. было принято решение модернизировать автомобиль. В 80-х годах он стал нерентабельным, и конструкторам не оставалось ничего другого, как перевести машину на другой тип топлива. Дальше, двигатель стал работать на дизеле, но это так и осталось лишь на прототипах.
Заключение
Производство этих легендарных машин закончилось в 1990-х. Слишком высокие затраты были в то тяжелое время на обслуживание этих грузовиков. К тому же ремонт ЗиЛ-130 стал проблемой в те годы.
Но, несмотря на все тяготы и неэкономичность, эти автомобили до сих пор успешно используются. Многие делают тюнинг этих машин, легенды возрождаются в новых кузовах. Сегодня можно даже приобрести этот грузовик в хорошем состоянии за 50-60 тысяч рублей.
Похожие статьи
- Пожарный ЗИЛ, краткое описание машин на базе ЗИЛ-130/131
- Самодельный компрессор из холодильника
- Как сделать тюнинг фары своими руками?
- Автомобиль "КрАз 255": технические характеристики и фото
- ЗИЛ 135: фото и описание, технические характеристики и особенности
- Автобус ЗИЛ-158: фото, описание, характеристики
- ЗИЛ-111: технические характеристики