Технология развивающего обучения Давыдова - Эльконина: система, позволяющая добиться школьнику успеха
Что такое технология развивающего обучения и чем она отличается от традиционной системы образования? В чем состоят недостатки классического подхода и как они компенсируются в системе, разработанной отечественными психологами и привлекающей внимание преподавателей по всему миру?
Последствия ошибок системы образования
Если взглянуть на некоторых взрослых специалистов, невольно напрашивается вывод о неэффективности для ряда индивидуумов классической системы образования. Конечно, не стоит брать в расчет продавцов-консультантов в магазинах бытовой техники или косметики, которые стремятся «помочь» покупателям, при этом не имея глубоких знаний о продаваемом товаре. Но откуда в нашей стране берутся низкоквалифицированные (несмотря на наличие дипломов и категорий) работники системы здравоохранения и преподаватели? Сотрудники, занятые в производственной сфере? Управленческие кадры?
Каждый взрослый когда-то был ребенком – школьником. На развитие ученика оказывает значительное воздействие та среда, в которой он находится – как семейная, так и образовательная. Обладая даже задатками гения, находясь в отрицательном окружении, он вряд ли сможет в дальнейшем хоть как-то реализовать свой потенциал. Обычно, когда в семье царит негативная атмосфера или же она является неблагополучной, школа очень редко может компенсировать (или даже постараться компенсировать) урон, наносимый ребенку в отношении личностного развития.
Так рождаются неудачники. А также непрофессионалы. Некоторые из них способны в дальнейшем объективно оценить сложившуюся ситуацию и откорректировать свой жизненный стиль, уже будучи взрослыми. Другие – нет.
Альтернатива классическому подходу
Технология развивающего обучения – это тот инструмент, который может не только раскрыть гения в каждом ребенке, но и оказать превентивное воздействие в подобных случаях. Ее авторами являются В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. Это отечественные психологи, которые продолжали развивать идеи, унаследованные от Л. С. Выготского – автора культурно-исторической концепции в психологии. Сходную методологию имеет также концепция педагогики развития Л. В. Занкова, который был также учеником Выготского.
В чем же особенности данной системы и как она способствует достижению такого уровня развития школьника, которого очень трудно достичь классическими методами?
Отсутствие оценок
В образовательном учреждении, где применяются принципы развивающего обучения, дети не приносят домой тройки или пятерки. Это может показаться настораживающим для родителей. Однако пугаться не стоит – эффективность системы опробована и доказана, а вместо дневников с оценками каждый ученик имеет свое портфолио. Сбор информации, творческих работ школьника и других достижений осуществляется преподавателем постоянно. И оценивание все же происходит, но несколько по-иному. Технология развивающего обучения использует для этого шкалы. Например, при правильном выполнении всех заданий ребенок ставит себе лучшую оценку сам. Перед этим класс договаривается с учителем, что весь объем правильно выполненных задач будет равен максимальному числу баллов по определенной шкале – например двенадцатибалльной. Ученик проверяет себя и сам, и с помощью учителя.
Развитие логического мышления
Технология развивающего обучения способствует развитию у каждого школьника умения применять логику, анализировать ситуацию, развивать теоретическое мышление.
Современный мир предъявляет к человеку множество требований, и часто решения должны приниматься в условиях ограниченности информации. Уметь вовремя просчитать последствия своих действий, оценить обстоятельства и сделать правильный выбор – все эти навыки должны быть заложены еще в школьном возрасте. Будучи активным субъектом процесса обучения, ребенок развивает способности к анализу и в дальнейшем его способность мыслить абстрактно, принимать самостоятельные и взвешенные решения не раз поможет как в образовании, так уже и во взрослой жизни.
Самооценка ученика
Немалую роль в процессе обучения играет и такой фактор, как самооценка – особо ярким, хоть и негативным примером этому также служат показатели успеваемости многих детей из неблагополучных семей. При низкой самооценке (которая имеет корни в домашней обстановке, а в классической системе образования будет в дальнейшем только подкрепляться) успехи ребенка будут оставлять желать лучшего.
Психологические основы развивающего обучения позволяют сделать школу местом, где ребенок развивается всесторонне – и в рамках образовательной программы, и как личность, полноценный субъект деятельности. Такой подход позволяет добиться очень высоких результатов в обучении. Ребенок трудится не ради оценки, а ради себя – для своих интересов, своего роста.
Похожие статьи
- Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии
- Современные инновации в образовании: виды и примеры
- Дифференцированный подход: принцип, технология
- Обучающая программа Занкова
- Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика
- Деятельностный подход в обучении
- Обучение: цели обучения детей