Развивающее обучение: об особенностях и технологиях
Целенаправленное обеспечение развития учащегося – вот что становится главной задачей для развивающего обучения. О том, что такое обучение должно быть ориентировано на «зону ближайшего развития», писал ещё Выготский. Дидактические принципы развивающего обучения позднее были сформулированы Занковым. Можно перечислить эти принципы:
- развивающее обучение предусматривает обучение с высоким уровнем сложности;
- теоретические знания играют ведущую роль;
- дальнейшее продвижение происходит довольно быстро;
- школьники принимают участие в учебном процессе сознательно;
- над развитием всех учащихся проводится систематическая работа.
Об обучении развивающего типа: особенности и важные моменты
Проводилось достаточно много исследований в области обучения. Большая их часть показала, что необходимо создавать условия для развития интеллектуальной активности, для овладения приёмами умственной деятельности. Важно формировать мышление творческого или продуктивного типа. Развивающее обучение во многом преследует именно эти цели. Оно способствует развитию следующих качеств мышления: критичности, глубины, широты, организованности памяти, активности и гибкости.
О развивающем обучении: как всё происходит на самом деле?
На развивающее обучение ориентированы большинство учебников и комплексов по математике для начальных классов. Но это направление не получает должного продолжения в дальнейшем. Данный пробел можно восполнить, если применить программу Е.В. Смыкаловой. Именно она больше всего настроена на развивающее обучение.Почему обучение такого типа важно?
Любая обучающая система должна стремиться именно к развитию в качестве основной цели. Этот процесс отличается от других тем, что изменение человека происходит качественное. И именно такие перемены всегда считаются наилучшими. Они включают в себя максимальное изменение всех составляющих, которые присутствуют в человеке.
Что должно включать обучение, направленное на развитие?
Конечно, развивающее обучение в педагогике и других направлениях не может обойтись без тренинга. Только благодаря тренингам любой ученик может понять, как именно действуют полученные им знания в реальности. Он примеряет на себя конкретную роль и пробует применить то, что он узнал. Только тренинги обеспечивают формирование необходимых для дальнейшей жизни навыков.
Работа в небольших группах - важный элемент
Развивающее обучение – это процесс, который становится наиболее актуальным при работе в небольших группах, буквально по два-три человека. Так можно обработать больше знаний и лучше понять, как каждый конкретный человек воспринимает то, что происходит вокруг него. Достаточно задавать вопросы по теме и заставлять размышлять, чтобы получить необходимые сведения. Работа в маленьких группах хороша и потому, что участие обязательно принимает каждый, и все имеют возможность показать свои особенности, высказать своё мнение. Да и сам учитель не распыляет своё внимание.
Похожие статьи
- Обучающая программа Занкова
- Вальдорфская школа - что это такое, плюсы и минусы, отзывы. Вальдорфская педагогика
- Система образования в России: история становления
- Новые образовательные технологии в ДОУ и школе, их использование. Дистанционные образовательные технологии
- Обучение: цели обучения детей
- Приемы и методы обучения детей в детском саду
- Образовательные проекты: темы, разработки, примеры