Что было характерно для развития пореформенной промышленности? Краткий обзор
После принятия в 1861 году Закона об отмене крепостного права в России произошли значительные изменения. Рассмотрим подробнее, что было характерно для развития пореформенной промышленности в 19 веке. В этот период начали возникать зачатки капиталистических отношений, преобразовываться сферы экономической деятельности. Хоть Россия еще оставалась сельскохозяйственной державой, но именно в этот период начинается резкий скачок развития промышленности.
Предпосылки
Начнем с того, что доминирующей отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, которое включало 281 миллион десятин в земельном фонде европейской части огромной страны. Угодья находились в частных владениях помещиков, купцов, мещан, церкви, зажиточных крестьян и дворян. Земля была выдана в качестве наделов крестьянам и казачеству, а также принадлежала казенным и удельным учреждениям.
Крестьяне, получившие свободу после отмены крепостного права, не имели инструментов для обработки собственной земли, они привыкли работать на помещика и не знали, как вести свое личное хозяйство. Семьи были многодетными, а в этот период был введен надушный налог, то есть налог не с хозяйства или прибыли, а от количества людей в семье.
Это способствовало тому, что многие крестьяне оставляли свои земли и отправлялись в города работать на производствах, что повышало численность класса, который на тот период являлся самым небольшим - пролетариата. Подробно изучалась тема, что было характерно для развития пореформенной промышленности, в 8 классе общеобразовательной школы. По сведениям того времени, в промышленности было задействовано всего 20,8 % населения, в то время как на сельскохозяйственных угодьях работало больше 70 % всех жителей Российской империи.
Развитие промышленности
После получения долгожданной свободы от помещиков масса крестьян ринулась в города в поисках работы и лучшей жизни, что было характерно для развития пореформенной промышленности и сыграло не последнюю роль в быстром экономическом росте. В конце 19-го века объем промышленного производства в стране вырос в семь раз буквально за 20 лет. Не последнюю роль сыграла многочисленная дешевая рабочая сила, а именно крестьяне, оставшиеся не у дел на своей родной земле. Вокруг предприятий с огромной скоростью вырастали поселения и расширялись города.
Также способствовало росту производства и привлечение иностранных инвестиций. После реформ в экономике Россия стала более открытой в этом плане страной и интересной для вложения крупных капиталов из-за рубежа. Поступали в экономику не только финансовые вливания, но и активно использовался опыт, знания и новейшие технологии европейских стран. Большую роль в поддержании крупных промышленников сыграла поддержка государства, в том числе и финансовая. Это способствовало возникновению крупных предприятий.
Финансовые реформы
Любая экономика в капиталистических странах строится на кредитах. Они необходимы как для открытия нового дела (начальный капитал), так и для расширения и переоборудования уже имеющихся производственных площадей. Чем быстрее налаживались мощности производства, тем быстрее предприятие начинало приносить прибыль. Так что именно кредиты - это то, что было характерно для развития пореформенной промышленности в России в конце 19-го века.
Финансовые вливания в производственные предприятия позволили за короткий период значительно вырасти экономике страны. Благодаря тому, что в кратчайшие сроки было приобретено новейшее современное оборудование, появились опытные специалисты, умеющие пользоваться сложными машинами, производство смогло выйти на мировой уровень по качеству продукции.
Строительство путей сообщения
Благодаря активному росту крупных предприятий, которые были сконцентрированы в отдельных областях (Урал, Донбасс, Баку, северо-западная часть России), что было характерно для развития пореформенной промышленности того времени, остро встал вопрос перевозок по железной дороге. Это способствовало товарообмену между Россией и странами Европы.
Строились железные дороги и с целью укрепления армии страны, поставлялась военная техника, которую другим видом транспорта было невозможно доставить на дальние расстояния. Иногда цели были колонизаторскими. Например, Китайско-Восточная железная дорога была построена с целью захвата малоразвитых стран. Активное строительство железнодорожных путей привело к развитию торговых связей, развитию тяжелой промышленности, что дало возможность осуществлять большие государственные заказы, перевозя огромные объемы грузов на дальние расстояния.
Также, что было характерно для развития пореформенной промышленности, со строительством железнодорожных путей сообщения открывались многие коммерческие банки и акционерные сообщества. Это способствовало поднятию финансовой сферы экономики страны.
Итоги
Рассматривая, что было характерно для развития пореформенной промышленности, можно подвести такие итоги:
- Произошел переход от мануфактурного производства, которое на тот период значительно устарело, к крупным заводам и фабрикам.
- Активно строилась ветвь железных дорог.
- Большое развитие получила банковская сфера.
- Использовались новейшие технологии и опыт развитых стран.
- Имелась мощная поддержка государства в новых проектах.
- Активно осваивались новые территории - Сибирь и Русский Север.
В результате всех этих процессов уже к 1880 году Россия заняло 1 место по темпу роста промышленности в мире. Этот скачок поднял уровень экономики страны на мировой. В статье мы описали кратко, что было характерно для развития пореформенной промышленности.
Похожие статьи
- Население Барановичей: численность и этнический состав
- Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж: специальности, отзывы, история
- Буржуазные реформы 60-70 годов 19 века и их значение
- Индустриальная революция - достижения и проблемы: таблица изобретений
- Начало модернизации в России в 20 веке: основные черты, проблемы, итоги
- Отмена крепостного права в России: причины и последствия
- Либеральные реформы 60-70 годов 19 века. Великие реформы Александра II