Эмиль Дюркгейм: биография и труды

0
0

Формирование общества, его взглядов в системе верований, политических убеждений, а также социальной интеграции в период развития науки и быстрого темпа развития жизни привели к необходимости анализировать закономерности в процессе адаптации человека в обществе.

Человек и общество

До середины девятнадцатого века общие вопросы психологической взаимосвязи личности и общества относились к разряду философии и не имели под собой чёткого механизма логического анализа. Однако во второй половине девятнадцатого века возникло понимание о необходимости создания общей модели психоанализа на основе поведенческих характеристик и интеграции индивидуума в обществе.

Основоположниками социологии как отдельной науки считаются Карл Маркс, Макс Вебер, Огюст Конт и Эмиль Дюркгейм. Социология, на сегодня, самостоятельная наука, которая изучает общество как целостную систему. В свою очередь, общество включает в себя социальные институты, социальные процессы, общности и человека, взаимодействующего с обществом.

Биография французского социолога Эмиля Дюркгейма

Дюркгейм родился 15 апреля в 1857 году в городе Эпиналь, расположенном в северо-восточной части Франции.

эмиль дюркгейм
Его отец, дед и прадед посвятили себя религии - служили раввинами. Естественно, Давида также отправили получать образование раввина. Однако после смерти отца он отказался от пути религии и поступил в колледж в родном городе.

В 1879 году неоднократно пытался поступить в Высшую Нормандскую школу Парижа, однако сдать вступительные экзамены удалось только с третьего раза.
После окончания преподавал философию в рядовых учебных заведениях на околицах столицы.

В 1885 году Эмиль решил выехать в Германию для общения с ведущими философами того времени. Он понимал, что имеющаяся социальная философия текуча и неопределённа – не отвечает на большинство существующих вопросов, обходясь лишь нелогичными пространственными объяснениями. Желание понять больше, подтолкнуло Эмиля искать ответы в Германии, где он надеялся получить новые знания и методы философских осмыслений социальной жизни общества.

Вернувшись на родину, Давид Дюркгейм стал преподавать социальную науку и этику на филологическом факультете в университете города Бордо. Несколько позже, в 1893 году, защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда».

Социология приобретает статус отдельной науки

Спустя три года ему было предложено возглавить кафедру социальной науки при университете. Это была первая кафедра по социологии среди вузов Франции и Европы в целом.

В течение последующих трёх лет, продолжая работать в университете Бордо, учёный публикует две работы, ставшие всемирно известными: «Правило социального метода» в 1895 году и «Самоубийство» 1897 года публикации.

С 1897 по 1913 года Дюркгейм руководил первым специализированным журналом по социологии под названием «социологический ежегодник». В дальнейшем все, кто работал над изданием, организовали научное сообщество под названием «Французская социологическая школа». Позже сообщество сыграло ключевую роль в понимании социологии во Франции при жизни Эмиля Дюркгейма и после.

эмиль дюркгейм книги

После получения звания профессора Дюркгейм перешёл работать в Сорбонну и возглавил кафедру «науки о воспитании». Позднее в 1913 году кафедру переименовали, приобщив социологию, - «наука о воспитании и социологии». Примерно в этот период французский социолог публикует последнюю ключевую работу «Элементарные формы религиозной жизни», ставшую опорой современной социологии.

Эмиль Дюркгейм кратко об основных принципах социологии

Французский социолог опубликовал более двухсот работ, в том числе статей, рецензий и профильных лекций. Эмилю Дюркгейму принадлежит проработка и систематизация концепции предмета социологии. Исследования учёного легли в основу большинства социологических теорий, а прежде всего в структурно-психологический анализ.

Согласно теории Эмиля Дюркгейма предметом социологии является понимание того, что на общество в целом влияют политические, моральные, правовые, религиозные аспекты. А вырабатываемые обществом ценности, нормы и идеи оказывают на каждого индивидуума принудительное влияние. Заставляют каждого поступать и принимать решения в рамках принятых норм в обществе.

Теория Эмиля Дюркгейма описывает, в отличие от утверждений предшественника социологии Конта, наличие различных путей формирования обществ во всем мире.

Имея совершенно разные мотивы и идеи в своей основе, они не могут быть рассмотрены с помощью идентичного механизма анализа. Применение одинакового инструмента к различным моделям общества приведёт к заведомо ошибочным результатам.

Новая парадигма Эмиля Дюркгейма

Социологическая концепция Эмиля Дюркгейма основана на изучении реальных социальных факторов и элементов, формирующих общество. Его взгляды имели реформаторский и радикальный характер.

В своём анализе социолог отслеживал в обществе два фактора, влияющих на его формирование: натурализм и социальный реализм. Что понималось под этими терминами и каково их значение?

Под натурализмом Эмиль Дюркгейм понимал связь с природой и традициями общества.
Социальный реализм он видел в явлениях, не имеющих отношения к материальной части человеческой жизни. Реализм вытекал из норм и определений, формирующихся в обществе.

Некоторые ключевые определения французского социолога

На сегодня социология определена пониманиями и взглядами, которые в своё время установил Эмиль Дюркгейм. Труды социолога легли в основу современной интерпретации и механизма анализа структуры общества и его связи с каждым человеком.

Рассмотрим некоторые определения Дюркгейма, применяемые сейчас.
Подвиды обществ:

  1. Архаическое общество - группа или общество, характеризующееся механическим способом взаимодействия. Собственное индивидуальное сознание индивидуума практически растворено в коллективном сознании.
  2. Индустриальное общество - определяется наличием разделения труда, различными специализациями и видами деятельности. При этом возникает функциональная взаимозависимость и необходимость в совместном труде. Чем более примитивно общество, тем больше похожи индивидуумы между собой и выше уровень принуждения и насилия. Чем больше различий в обществе, тем выше уровень терпимости друг к другу и глубже проявление демократии.
  3. Также существует понимание формирования гражданского общества, где на раннем этапе формируется концентрация воли коллектива на одной личности – вожде. Ему предоставляются права решения всех задач общества от имени одной личности. Как правило, после этого начинается формирование группы людей – бигменов. В их руки попадают основные средства и политические рычаги, которые они используют в своих интересах. Исторически эта модель просуществовала с пятого века нашей эры до французской революции. Новый этап определил право народа на собственность и волеизъявление каждого, независимо от статуса и положения.

По мнению Эмиля Дюркгейма, человек определяется как двойственная реальность, где проходит борьба между социальной и индивидуальной личностью.

Роль социальной солидарности в обществе

Вопрос социальной солидарности в обществе рассматривался многими социологами, именно более серьёзно взглянул на эту проблемы Эмиль Дюркгейм. Работы французского социолога конца девятнадцатого – начала двадцатого века вскрывали ключевую роль солидарности среди людей в процессе формирования цельного общества.

социологическая концепция эмиля дюркгейма

Он считал, что это основная цементирующая и объединяющая сила в обществе. Уровень солидарности определяет слаженность и чёткость взаимодействия людей, при наличии разделения труда в обществе.

Разделение труда в обществе вносит больше разнообразия, и чем этот показатель выше, тем больше стремление человека к обмену и сплочённости. Обмен, по мнению Эмиля Дюркгейма, предполагает наличие договора, в котором обе стороны берут на себя взаимные обязательства. Отсюда и происходит кооперация и сотрудничество. Основы договора регламентируются нормами и правилами социального взаимодействия. Они в свою очередь опираются на социальные институты общества.

Типы солидарности в обществе

Эмиль Дюркгейм определил два вида солидарности между людьми в обществе:
механическую и органическую.

Под механической солидарностью он понимал условие, когда люди выполняли одинаковые функции и не имели отличительных черт. Это определение базировалось на понимании механизмов доиндустриального общества.

Под органической солидарностью социолог видел общество, в котором люди больше отличаются друг от друга и взаимодействуют по определённым признакам. Примером может быть непосредственно тело человека, где существует взаимодействие и взаимодополняемость различных частей тела.

Коллективное сознание

Первым, кто ввёл понятие коллективного сознания - явления, определяющего «характер» общества, был Эмиль Дюркгейм.

Социология как отдельная наука рассматривает совокупность общих интересов, убеждений, верований, чувств и ценностей как некое коллективное сознание - общий знаменатель определённой группы или общества.

согласно теории эмиля дюркгейма предметом социологии является

В отличие от Эмиля Дюркгейма современная социология не считает, что коллективное сознание намного выше личного, и не причисляет к его позиции Бога.
Современное понимание психологии личности определяет, что общество оказывает прямое влияние на развитие индивидуальности. Однако делает акцент на необходимости ценить и решать вопросы каждого в отдельности. К примеру, серьёзную проблему индивидуума - самоубийство, первым исследовал французский социолог Эмиль Дюркгейм. Книги и труды учёного раскрыли прямую взаимосвязь и причины суицида человека и роль общества в этом.

Впоследствии, более чем на сто лет труды Дюркгейма стали учебным пособием в работе современных психологов и социологов.

Самоубийство, влияние общества и внешних факторов

До конца девятнадцатого века исследования в области суицидальных случаев сводились к достаточно поверхностному анализу.

эмиль дюркгейм самоубийство
По существующей тогда теории считали, что самоубийство - это следствие географического, климатического, биологического, сезонного, психологического или патологического факторов.

Первым, кто серьёзно подошёл к вопросу суицида, провёл сбор и анализ статистических данных в различных странах, был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Самоубийство, как считал исследователь, чисто социальный факт. Он не определяется географией и биологией личности.

Как полагал учёный, общество является неким полем, где в процессе общения между людьми возникают соглашения, ожидания или отрицания. Момент нарастания отрицания, отсутствия пути решения и полная изоляция в обществе толкают человека на действия суицидального характера.

теория эмиля дюркгейма

На основании различного уровня влияния социальных норм на личность Эмиль Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств:

  1. Эгоистическое самоубийство – намеренное прекращение социальной связи человека, основанное сугубо на собственном мнении.
  2. Альтруистическое самоубийство – является продуктом интеграции индивидуума в общество. Примером является капитан судна, который согласно кодексу должен погибнуть вместе с судном в случае кораблекрушения.
  3. Аномическое самоубийство – возникает вследствие потери старых ценностей и норм в обществе. При этом новые ценности и нормы, которые мог бы взять человек, не сформированы. Подобная модель характерна для обществ, переживающих трансформацию.
    социологическая концепция эмиля дюркгейма
    Например, быструю урбанизацию или техногенный рост.
  4. Фаталистическое самоубийство – возникает по причине чрезмерного контроля общества над действиями отдельного человека. Таким образом, личность лишается собственного мнения и контроля над собой. По мнению Эмиля Дюркгейма, фаталистический суицид распространён незначительно.

Во время проведения статистического анализа социолог обнаружил:

  • Самоубийство реже встречаются среди тех, кто состоит в браке.
  • В обществе военных показатель также оказался выше, чем среди гражданского населения.
  • Он заметил, что в период мирного времени число самоубийств выше, чем в период войны.
  • Также выяснилась закономерность между экономикой страны и суицидом. Если страна переживает экономические взлёты или падения, то самоубийств больше, нежели при более равномерно развивающейся экономике.
    эмиль дюркгейм кратко
  • При анализе статистики городского и сельского населения оказалось, что в городе самоубийства случаются гораздо чаще.

На основании проведённого анализа всех слоёв общества Эмиль Дюркгейм выяснил, что самоубийство, как правило, возникает вследствие ослабления социальных связей и изоляции человека.

Для современной социологии и статистического анализа как неотъемлемой её части, сыграл ключевую роль французский учёный конца девятнадцатого века Эмиль Дюркгейм. «Самоубийство» в отличие от ряда других работ учёного строилось на чётком статистическом анализе данных. В своей работе он предложил ввести термин «аномия» для выделения фактора, влияющего на рост самоубийств в период разрушения системы, её общественных правил и норм.

Заключение

Современная классическая социология появилась на основе теорий Эмиля Дюркгейма, поясняющих закономерности и взаимозависимости индивидуума и общества. Позже некоторые его работы были доработаны Робертом Мертоном и Эрихом Фроммом.

На сегодня социология считается вполне логичной и понятной наукой, однако так кажется только на первый взгляд. В области психологии личности и механизмов взаимодействия с обществом существует множество «тёмных» пятен. Возможно, со временем будет раскрыта новая социология, основанная на полном понимании не только форм взаимодействия, но и выяснения механизма организации мышления человека в связке с обществом.